• dictare-mentis

"Не думал, не гадал он"...

Пост обновлен нояб. 14

что будет так трудно объяснить публике устройство настоящей школы, в которой иерархическая подчинённость каждого действия и распределение всех ресурсов определяется одной общей целью — дети должны стать лучше родителей.


С тотальным планированием школьных ресурсов мы сталкиваемся «нос к носу» — на стене висит расписание школьных уроков.

Каждый с 1-го по 10-й класс обозначен — это стратегический уровень планирования ресурсов школы,

а перечисление уроков и кабинетов для каждого класса — это тактический уровень планирования участия учителей и учащихся

в образовательном процессе. Оперативное планирование — это два урока физкультуры в неделю, четыре математики, одно рисование с пением.

Расписание выполняется всегда, как и образовательные программы (все стандарты внесены в федеральный закон).


Если школа исполняла стратегические и тактические задачи образования:

• каждый год переводила в следующий класс;

• в неделю обеспечивала уроки по расписанию...

То родители в свою очередь (на оперативном уровне) не забывали «поставить будильник», купить тетрадь «в клеточку»,

постирать и высушить «на завтра» физкультурную форму и даже приготовить за выходные домашнее задание по литературе.


Вот таким образом из года в год, столетиями — «наши дети должны стать лучше родителей» — формировались родительские планы «на жизнь детей» :

1. работать и зарабатывать (это стратегический уровень);

2. обеспечить накопления, доходы должны превышать расходы (тактический уровень);

3. есть, спать, не болеть, общаться (оперативный уровень).


Если мозг натренирован, то, скорее всего, с такими планами «на жизнь» можно согласится. В общих чертах, но

в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) тренировка мозгов для школьников не записана.


Вы знаете, что тренирует мозг?


В младенчестве хватание и отпускание погремушки пальцами, потом ползание на четвереньках, прыжки, ходьба и последнее — освоение речи.

Всё.

Домашние тренировки закончены.

В начальной школе по ФГОСу «мазнут», как говорится, чтением, счётом, а на письме тренировку мозга бросят…

Не верите?


Первого декабря 1937 года (совсем недавно!) в журнале «Brain (Мозг)» вышла статья Вайлдера Пенфилда и Эдвина Болдри,

в которой на материале 163 пациентов с эпилепсией, которым Пенфилд стимулировал электрическим током разные точки в мозге

и следил за реакцией в теле, а Болдри затем обработал данные и определил соотношение площадей участков мозга, которые отвечают за управление

и чувствительность разных частей человеческого тела.

Самыми значительными для мозга (по занятой площади) частями тела были лицо, язык и кисти рук и язык, а остальные части рук и ноги…

занимали в мозгу меньше всего площади.

По этим соотношениям и были нарисованы одни из самых удачных метафор в области нейронаук: знаменитые гомункулусы —

человечки, у которых части тела пропорциональны площадям коры головного мозга человека, ответственным за движения и чувствительность этих частей.

Посмотрите и увидите, чем же тренируется наш мозг.


Нужно подчеркнуть, что Пенфилд хорошо понимал условность этого подхода, и то, что зоны мозга не имеют четких границ, и то, что у разных людей может быть смещение и изменение площади зон при развитии и тренировке:

• большое лицо — мимика, общение, речь и дальнейшее развитие таланта в театре и кино…

• кисти рук — собирательство ягод, например, и потом тренировки письма, может быть калиграфии,

лепки, хирургии, рисования, моделирования, черчения,

сборки точных механизмов, ювелирное искусство…

• язык —вкус (безопасность питания), звукоподражание и только потом развитие пения,

может быть успех в кулинарии…

• руки и ноги — прыжки в кровати, ходьба, бег и много тренировок:

футбол, хоккей, волейбол, баскетбол,

фигурное катание, акробатика, легкая атлетика…


Именно концепции «гомункулюса Пенфилда» человечество обязано созданием

протеза пальцев с обратной связью «мозг-компьютер», когда от датчика на протезе руки

сигнал идет в мозг и человек чувствует механическими пальцами.


Вернёмся к школе.

Многие догадываются, что иерархический порядок планов «на жизнь наших детей после школы»

следует исполнять в обратном порядке:

1. есть, спать, не болеть, общаться, учиться читать, писать и считать для того, чтобы…

2. обеспечивать накопления, за счёт превышения доходов над расходами, и продолжать как можно успешнее…

3. работать и зарабатывать.


Свои мозги вы тренировали как все — ели, спали, общались и болели, но немного…

Так?


«Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей».


Александр Пушкин.


Иерархическая подчинённость каждого действия и распределение всех ресурсов

определяется одной общей целью — наши дети могут стать лучше родителей.

А мозг у детей натренирован?

Согласно научной концепции «гомункулюса Пенфилда» в некоторых начальных классах

развивают мозг, тренируя моторику пальцев чистописанием.

Просмотров: 1

dictare-mentis.ru 
since 2011

  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page