
"Не думал, не гадал он"...
что будет так трудно объяснить публике устройство настоящей школы, в которой иерархическая подчинённость каждого действия и распределение всех ресурсов определяется одной общей целью — дети должны стать лучше родителей.
С тотальным планированием школьных ресурсов мы сталкиваемся «нос к носу» — на стене висит расписание школьных уроков.
Каждый с 1-го по 10-й класс обозначен — это стратегический уровень планирования ресурсов школы,
а перечисление уроков и кабинетов для каждого класса — это тактический уровень планирования участия учителей и учащихся
в образовательном процессе. Оперативное планирование — это два урока физкультуры в неделю, четыре математики, одно рисование с пением.
Расписание выполняется всегда, как и образовательные программы (все стандарты внесены в федеральный закон).
Если школа исполняла стратегические и тактические задачи образования:
• каждый год переводила в следующий класс;
• в неделю обеспечивала уроки по расписанию...
То родители в свою очередь (на оперативном уровне) не забывали «поставить будильник», купить тетрадь «в клеточку»,
постирать и высушить «на завтра» физкультурную форму и даже приготовить за выходные домашнее задание по литературе.
Вот таким образом из года в год, столетиями — «наши дети должны стать лучше родителей» — формировались родительские планы «на жизнь детей» :
1. работать и зарабатывать (это стратегический уровень);
2. обеспечить накопления, доходы должны превышать расходы (тактический уровень);
3. есть, спать, не болеть, общаться (оперативный уровень).
Если мозг натренирован, то, скорее всего, с такими планами «на жизнь» можно согласится. В общих чертах, но
в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) тренировка мозгов для школьников не записана.
Вы знаете, что тренирует мозг?
В младенчестве хватание и отпускание погремушки пальцами, потом ползание на четвереньках, прыжки, ходьба и последнее — освоение речи.
Всё.
Домашние тренировки закончены.
В начальной школе по ФГОСу «мазнут», как говорится, чтением, счётом, а на письме тренировку мозга бросят…
Не верите?
Первого декабря 1937 года (совсем недавно!) в журнале «Brain (Мозг)» вышла статья Вайлдера Пенфилда и Эдвина Болдри,
в которой на материале 163 пациентов с эпилепсией, которым Пенфилд стимулировал электрическим током разные точки в мозге
и следил за реакцией в теле, а Болдри затем обработал данные и определил соотношение площадей участков мозга, которые отвечают за управление
и чувствительность разных частей человеческого тела.
Самыми значительными для мозга (по занятой площади) частями тела были лицо, язык и кисти рук и язык, а остальные части рук и ноги…
занимали в мозгу меньше всего площади.
По этим соотношениям и были нарисованы одни из самых удачных метафор в области нейронаук: знаменитые гомункулусы —
человечки, у которых части тела пропорциональны площадям коры головного мозга человека, ответственным за движения и чувствительность этих частей.
Посмотрите и увидите, чем же тренируется наш мозг.

Нужно подчеркнуть, что Пенфилд хорошо понимал условность этого подхода, и то, что зоны мозга не имеют четких границ, и то, что у разных людей может быть смещение и изменение площади зон при развитии и тренировке:
• большое лицо — мимика, общение, речь и дальнейшее развитие таланта в театре и кино…
• кисти рук — собирательство ягод, например, и потом тренировки письма, может быть калиграфии,
лепки, хирургии, рисования, моделирования, черчения,
сборки точных механизмов, ювелирное искусство…
• язык —вкус (безопасность питания), звукоподражание и только потом развитие пения,
может быть успех в кулинарии…
• руки и ноги — прыжки в кровати, ходьба, бег и много тренировок:
футбол, хоккей, волейбол, баскетбол,
фигурное катание, акробатика, легкая атлетика…
Именно концепции «гомункулюса Пенфилда» человечество обязано созданием
протеза пальцев с обратной связью «мозг-компьютер», когда от датчика на протезе руки
сигнал идет в мозг и человек чувствует механическими пальцами.
Вернёмся к школе.
Многие догадываются, что иерархический порядок планов «на жизнь наших детей после школы»
следует исполнять в обратном порядке:
1. есть, спать, не болеть, общаться, учиться читать, писать и считать для того, чтобы…
2. обеспечивать накопления, за счёт превышения доходов над расходами, и продолжать как можно успешнее…
3. работать и зарабатывать.
Свои мозги вы тренировали как все — ели, спали, общались и болели, но немного…
Так?
«Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей».
Александр Пушкин.
Иерархическая подчинённость каждого действия и распределение всех ресурсов
определяется одной общей целью — наши дети могут стать лучше родителей.
А мозг у детей натренирован?
Согласно научной концепции «гомункулюса Пенфилда» в некоторых начальных классах
развивают мозг, тренируя моторику пальцев чистописанием.