Мира без сказок не построишь

Топографического кретинизма нет, есть — ориентирная агнозия (landmark agnosia). Вперёд — это не туда, где лицо, а «куда глаза глядят». Назад — это именно что «глаза бы мои на тебя не смотрели». И вниз — это «упал под ноги наземь», а вверх — это «поднялся над головой ввысь». Печально, что такие ассоциативные ориентиры используются редко.

Воображаемая трехмерная карта окружающего мира, в понятиях "выше, ниже, правее, левее, спереди, позади", складывается ещё в детстве. Замечательно то, что дети видят, указывают, понимают и принимают первое в жизни абстрактно-эстетическое понятие — относительная симметрия. Из трёх возможных типов симметрии в нашем трёх-мерном мире детей привлекает именно лево-правое точное повторение элементов объекта относительно или «вокруг» вертикальной оси (ниже левое фото "кривое", а правое "правильное и красивое"...)

Вот тут бы учителю сразу и на всю жизнь опереться на точку отсчёта, где лево, а где право, — и использовать псевдо-симметричную модель человека, у которого слева сердце, а справа печень. Правда, их не видно, но... если фломастером поставить маленькую точку на одной руке, то после мытья рук так называемая мышечная память обеих рук и тактильная память одной из них подскажет ребёнку, какой рукой он двигал и кожи какой руки касался фломастером. Точку можно поставить и непосредственно перед решением задачи.

Любые действия, в том числе мытьё рук, будут стимулировать память, а возможность ориентироваться по собственной руке решит проблемы запоминания с минимальными трудностями и в короткое время. Если только — привыкнуть пользоваться словами: вперёд, назад, вверх, ввысь, над головой.

Спешу заметить, что лево и право при горизонтальной симметрии встанут на свои законные места только если верх объекта будет наверху, а низ внизу. Поэтому такая симметрия и называется горизонтальной.

Надо бы перестать своими словами рвать связи между ориентирами пространства — они крепко связаны друг с другом и с мозгом человека. Помните, что геометрия родилась в мозгу человека раньше арифметики.

В начальной школе такая "учительская геометрия" пространства: «впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол». Психологи будут потом исправлять подобные вербальные искажения.


О возможной последовательности вербализации

пространственных представлений в начальной школе

с использованием внутренних ориентиров (локомоции мозга).


I этап:

в ответах на вопрос "куда?" указывать на внутренние ориентиры.

НАЗАД ВПЕРЁД

глаза бы мои тебя не видели куда глаза глядят

ВНИЗ ВВЕРХ

упал поднялся

под ноги над головой

наземь ввысь

II этап :

в ответах на вопрос "где?" указывать на внутренние ориентиры.

СЛЕВА СПРАВА

в левой руке в правой руке

с левой стороны с правой стороны

влево вправо

налево направо

III этап:

в ответах на вопросы "куда?" и "где?" указывать как на внутренние, так и на внешние ориентиры.

СЗАДИ ВПЕРЕДИ

за спину перед собой

ВНИЗУ ВВЕРХУ

опустился поднялся

в пропасти на горе

ближе к основанию над деревом

ниже травы выше крыши

майна вира

в устье у истока

по течению реки против течения реки

В контексте урока в ответах на риторические вопросы "куда?" и "где?" избегать таких не определяемых в пространстве ориентиров, как:

НАЗАД ВПЕРЁД

раньше позже

вернись иди

остановись начинай

возвратись продолжай

на прежнее место на новое место

обратно обратно

ТУДА СЮДА

в то место в это место

в том направлении в этом направлении

в ту сторону в эту сторону

дотуда досюда

В ЭТОТ В ТОТ

данный предполагаемый

нынешний вчерашний

вчерашний завтрашний

сей сей

этакий таковой

пропущенный указанный


Давайте «улыбнимимся» отрывку из статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»:

«Сущность проблемы состоит в том, что когнитивная личность вербализирует свой визуальный концепт без учёта точки нахождения перцептора».

Просмотров: 2Комментариев: 0