«Внимание — это слух, память и терпение»

«Внимание — это слух, память и терпение» — так заявляет Диктар, робот сайта dictare-mentis.ru


На странице в Сети — https://www.b17.ru/article/290497/ — Павлов М.А. продолжает эту же мысль: «Под вниманием мы будем понимать “психический процесс, основная задача которого — оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной”. То есть благодаря вниманию мы становимся способны оградить своё сознание от огромного количества лишней информации, делая выбор в пользу информации, более актуальной для нас на данный момент.

Не всегда нам удаётся сделать данный выбор осознанно.

В процессе эволюции у нас выработался механизм непроизвольного внимания, который срабатывает рефлекторно и служит защитой, благодаря которой наши предки выжили в условиях, где каждый громкий звук или мелькнувшая тень могли стоить им жизни. Помимо непроизвольного внимания существует внимание произвольное, которое мы можем сознательно контролировать и направлять на выбранные нами объекты и явления» (конец цитаты).


Любая поступающая в память человека актуальная, полезная и интересная информация несет в себе элементы воздействия, или «установку».

Установка по Узнадзе: означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой. Если в старой школе была установка «сверху — вниз», которая предполагает подчиненное положение школьника как пассивного объекта для воздействия, то сегодня уже другая установка — «на равных»: школьники должны быть активными участниками коммуникативного процесса (общения), причём уже от рождения имеющими собственное мнение...

«Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно» (Франц Кафка).


Лев Семёнович Выготский (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983) описывал внимание как способ регулирования поведения человека. Он рассматривал внимание через призму организации поведения, развитие человека связывал с «овладением» им своим вниманием, т. е. с произвольным управлением своими действиями. В человеческой жизни, по мнению Выгодского, внимание трансформируется, проходя путь от натуральных процессов (nature (англ.) «природа») в виде внешнего воздействия, разделенного с другим, а впоследствии переходит во внутренний план возможных действий человека, присваивается.


Выготский провёл следующий эксперимент «на внимание»:

ребенку 3‑х лет предлагается игра — угадать, в какой из двух чашек спрятан орех. «Обе чашки были закрыты одинаковыми квадратными крышками из белого картона, поверх которых прикреплены небольшие прямоугольники светло и темно-серого цвета, занимавшие в общем не больше одной четверти поверхности всей крышки. Таким образом, мы избрали нарочно признак, не бросающийся в глаза, для того чтобы проследить, как направляется внимание в данном случае». Сначала малыш пытается случайным образом угадать чашку с орехом. Потом он пытается указывать несколько раз подряд на левую, потом несколько раз на правую чашку.

«На 49-м опыте после трех проигрышей, выпавших подряд, ребенок плачет: “Я больше не буду с тобой играть, ну тебя”. [...] После этого мы поступаем следующим образом. Мы закладываем орех в чашку на глазах у ребенка и при этом пальцем показываем ему на темно-серую бумажку, прикрепленную к крышке. Следующим движением указываем ему на другую — светло-серую бумажку, прикрепленную к крышке пустой чашки. [...] В опытах для нас самым существенным моментом является момент указания, момент обращения внимания, жест, которого достаточно в качестве дополнительного стимула для того, чтобы обратить внимание ребенка на тот признак, с которым он должен связать свою реакцию. При следующих [продолжающихся] опытах с бумажками других цветов опять правильно применяет решение и говорит: “Ага, где темнее, там орех. Я раньше не знал, как выигрывать, я не знал, что где темнее бумажка, там орех”. На следующий день и через несколько дней ребенок выигрывает без ошибок, используя найденный ранее прием: «где темнее, там орех» (конец цитаты).


Становится понятным, что адекватное решение задачи «на внимание» включает в себя, во-первых, управление произвольным вниманием малыша, (экспериментатор молча указывал на выигрышную чашку с орехом), и, во-вторых, только после «присвоения» произвольным вниманием существенного признака, малыш установил связь с целевым объектом.


Коммуникация — это обмен информацией при общении между двумя или, как в школе, одного человека с десятком людей. При теоретическом рассмотрении коммуникации (общения) педагогика фиксирует не столько способ передачи информации, сколько условия общения, которые должны исключить, причём у каждой из сторон, коммуникативные барьеры, или психологические препятствия, общению. Современная теория педагогики при использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по‑прежнему своё особое внимание обращает на недопустимые при общении, а с XIX века уже очевидные, но лишь формальные препятствия, а именно:

  • фонематические препятствия в результате использования быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством слов-паразитов;

  • семантические препятствия, когда используются различные значения одинаковых слов;

  • стилистические препятствия при несоответствии стиля речи ситуации общения (школа, урок, публичность) или, что важнее, несоответствии состояния ученика стилю учительской речи;

  • логические препятствия, когда рассуждения учителя слишком сложны для понимания учащимися либо прямо противоречат их способам доказательства.

Хотя именно содержание сегодняшнего публичного общения из-за социально-культурных различий его участников создаёт самые высокие барьеры, а ряд профессий, например школьный учитель, врач или полицейский, — непреодолимые препятствия при общении с некоторыми школьниками.


P.S. Психологи показали, что препятствий для общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. «Коммуникабельность начинается с внимания к людям» (Ж. Лабрюйер).

Просмотров: 4Комментариев: 0